В советской культуре искусство мозаики было очень популярно, и вот, спустя много лет, интерес к ней снова растет. В городских и общественных пространствах все чаще можно заметить стрит арт с элементами мозаики, но, уже в новом, современном прочтении. В ресторанах и отелях тоже часто используют этот декоративный прием.
Мы поговорили со Светланой Растебиной — создателем и идейным вдохновителем одноименной студии мозаики Rastebina.
Ее панно вы могли видеть в Кривоколенном переулке в Москве, в отеле Moss и кофейне Skuratov, а одну из работ даже в ресторане San Ristorante в Кувейте! На сайте студии Rastebina можно приобрести бокс с элементами каменной или стеклянной мозаики, если захочется создать свое произведение сразу после прочтения этого интервью.
Как и почему вы выбрали для себя именно этот способ художественного самовыражения? ?
По профессии я архитектор, и во время обучения мы исследовали разные материалы: карандаш, акварель, глину…
Мозаика стала для меня одним из выразительных средств, которое имеет свои уникальные преимущества. Прежде всего — долговечность. Создавая объект из мозаики, мы получаем “неубиваемую” поверхность, которая практически не подвержена старению.
Примером могут служить советские мозаики на заброшенных зданиях, которые сохранились в отличном состоянии, или античные панно, которые находят и по сей день. Второе преимущество — универсальность. Мозаикой можно украсить любую поверхность: от чайного столика до дна бассейна или фасада здания.
Давно ли вы занимаетесь мозаикой? Помните свои первые работы? Какие они были?
Моя первая работа была журнальным столиком, который я сделала для друга. Мне очень понравился результат и сам процесс создания мозаики. В то время я ещё работала архитектором и начала внедрять мозаику в проекты, которыми занималась. Сейчас нашей мастерской Rastebina исполняется 4 года, и в сентябре мы будем принимать поздравления!
Современная мозаика — для кого она и о чем? Есть ли какие-то тренды в этом направлении?
Современная мозаика часто становится чисто коммерческим продуктом, созданным под заказчика.
Наша мастерская работает исключительно по своим эскизам, создавая работы в узнаваемом стиле. Каждое наше панно — это произведение искусства, которое призвано вызывать положительные эмоции у зрителей.
Какие ваши самые масштабные работы в городском пространстве? Где их можно увидеть?
Самым крупным проектом стала работа в музее Сыркультпросвет в городе Углич — мозаика площадью 70 квадратных метров. Также наши работы можно увидеть в Москве, Тюмени, Екатеринбурге, а недавно к списку добавился и Мурманск. Каждый городской проект — это отдельное приключение на всех этапах, и возможность показать свою работу широкой публике и получить обратную связь.
За красивой картинкой стоит кропотливый многочасовой труд? С чего
начинается работа над будущим панно?
Мозаика по определению это- одно изображение выполненное из множества деталей. Но самое главное — это создание эскиза-идеи. Первые наброски я всегда делаю вручную в блокноте, затем переношу их в графические программы, создаю чертеж-выкройку и только после этого приступаю к непосредственному набору панно. Каждая плиточка вручную подгоняется и занимает своё место. Далее следует монтаж, который зависит от поверхности: либо в нашей мастерской, либо на объекте.
Есть ли самое необычное место, где приходилось делать мозаику?
Чаще встречаются сложные места. Сейчас я начала осваивать объемные формы — скульптуры. Это очень интересное направление!
Также у нас есть задумка оформить станцию метро, городской бассейн и парк!
Где можно попробовать создать мозаику под вашим руководством?
Мастер-классы мы проводим каждое последнее воскресенье месяца. Ближайшая дата — 29 сентября. Участники осваивают инструменты и создают собственное панно. Приходите, мозаика — это отличная медитация!
Мозаикой можно украсить любую поверхность: от чайного столика до дна бассейна или фасада здания.